?

Log in

No account? Create an account
это будет первая глава в моем пятитомнике "просто возьми и сделай  :))))) 

дублирую из своей вконтактовской группы - 
https://vk.com/@lisecnarisovano-vnutrennii-kritik


h74agMdDbwoВнутренний критик - это устоявшийся термин, ярче всего открытый психологам и многим творческим людям. Причем психологам открыт именно творческими людьми, которым надо что-то с ним сделать. Не смогу взглядом изнутри посмотреть на него с точки зрения всего широкого спектра творческих направлений, наверняка там масса своих нюансов. А вот внутреннего критика художника хочу максимально разобрать по косточкам, насколько мне это доступно :)

Этот внутренний голос очень успешно прикидывается своим собственным, в сияющих доспехах из аргументов в пользу того, что эта твоя собственная ПЛАНКА, без которой ты скатился бы в полное непотребство. Наверняка, это ловкое вранье ему так хорошо удается как раз от того, что зерно правды в себе-таки содержит. То есть вот этот вот занудный, брюзгливый скептик берет и выедает тебе мозги чайной ложечкой самое позднее с середины любого творческого начинания — садишься за рисунок, и вдохновенный запал, на котором ты затевался, пеной морской разбивается о скалу из «это полное говно». Что конкретно он будет обесценивать в каждом отдельном случае зависит от множество переменных — захочешь сделать эскизов и зарисовок для практики - станет зудеть, что это бессмысленная чепуха не связанная с творчеством, или наоборот - придираться к каждой точечке с обещанием что у тебя никогда не выйдет. Поцеловавшая тебя в лоб муза усадит за идею с большой буквы «И», он очень скоро начнет тебе доказывать, что с твоей рукожопостью браться за такие идеи - это осквернять само понятие смысла :))) или наоборот — сама идея ни о чем, или твои инструменты выражения — горох сушеный, в такую цель не стрельнет. Усядешься за вполне конкретный коммерческий заказ, и азарт выполнить его с огоньком.. рискует потухнуть как бычок в консервной банке в синдроме самозванца..

Так-то он слеплен из полезной, даже необходимой, психической функции — критическая оценка себя для сохранения стремления к развитию. В сферических в вакууме условиях здравой, прям здоровенной психики именно так и работал бы. В случаях травматичного опыта приобретает воспаленные формы, если упрощенно, то что-то типа получить моральных люлей в игровой форме, во время разговоров с самим собой, что б отрепетированы были разговоры с остальными людьми. Ну, то есть художник уже вкусил, что то, что он делает, может встретиться с «фу», да так болезненно его пережил, что теперь проще заранее начать себя ругать, да так больно и обидно, что ни одно внешнее «фу» больнее уже не сделает. И это ведь тоже полезная защитная функция психики, ею мы адаптируемся к среде общения в принципе, примеряем разные варианты.

Встав на творческий путь очень быстро замечаешь, что хоть эта фигня и претендует на справедливость(на самом деле весьма условно), так то она конкретно мешает. Даже если бы эти речи внутречерепного говнометателя и были бы хоть бы святой истиной.. они вместо того, чтобы помогать развиваться, наоборот, очень мешают. В первую и самую главную очередь — влияют на количество. Да, что б становиться хорошим художником, что б в принципе расти, как технически так и творчески, надо делать много. Очень много рисунков. А знание, что любой творческий акт это непременный разговор с этим мозгопилом.. внутри нас образуется масса поводов этого не хотеть. И уже дестабилизировано себя чувствуешь, когда ты рисовать хочешь - а не хочешь, соответственно дольше не начинаешь. Масса вопреки этому таки начатых рисунков или проектов бросаются на середине, ну потому что бессмысленное говно же, и вместо профита творческому пути (полноценной практики или же красивых и интересных плодов своих усилий) мы из них получаем только дополнительные доводы в корзинку «у меня ничего не получится». И, в итоге, дорисованных рисунков уже и так в разы меньше, чем могло бы быть (и, естественно, творческого роста также), так еще и закончить рисунок выпило из тебя столько моральных сил творить вопреки этому жужжанию, что самой картине сил досталось намного меньше, от чего она получилась хуже чем могла бы, так что эти слова нас как будто бы и программируют, саботируют делать и вправду хуже. Причем в начале этот последний аспект как будто и незаметен, ты сделал максимально как мог, просто бахнул на это намного больше сил. А одни из первых удач в войне с ним нагляднейше показывают — когда его не слышно в процессе, получается не только легче, но и объективно лучше.

В теории, должны существовать художники не подверженные этой беде. Например те, что успели в достаточной свободе от оценочного восприятия поставить себе руку. Или в принципе свободные от оценочного восприятия (как им удалось это в нашем социуме?)? Или правополушарные художники, неожиданно для себя реализовавшие себя в этом? Может быть даже такие, фонтан вдохновения которых бьет с такой силой, что заглушает этот голос. В моменты когда мы особенно сильно повержены этим критиком, такими счастливцами и титанами таланта выглядят наши кумиры, старшие коллеги. На практике же если глядеть творческие пути этих кумиров, чаще всего открывается, что они его не не_встречали, а победили. Я это к тому, что вот таких, обязанных в теории существовать художников не встречала. Людей которые отрицали это явление встречала, а свободных от него живьем видеть не доводилось. Биография Дали похожа на то, что он этот голос заткнул при первом «вяк».

В теории, художник должен обскакать это явление на коне дисциплины, нафигачить столько картин, что отточит мастерство до того момента, что встреченных «вау» будет настолько больше чем «фу», что внутренняя гармония подтянется (ага. Только с учетом того, что негативная оценка творцом воспринимается в десять раз весомее чем позитивная, а негативные в принципе до конца не изведутся.. скакать надо реально долго). И учебные заведения со всей своей педагогикой, по идее, на эту теорию и опираются, педагог обеспечивает художнику внешний источник этой самой дисциплины. И такие художники очень даже бывают. (Не могу не отметить, что имеют место споры о художественной ценности творцов фигачащих на одной дисциплине, но с моей стороны наверное не правомерно рассматривать их тут всерьез, мало ли, может я им завидую. Да и художественная ценность сама по себе как критерий слишком относительна.) Да вот только суровая действительность от теории отличается тем, что внешняя дисциплина ни разу не гарантирует успеха в этом начинании, часто, прям очень часто на оборот множится травматичный опыт, и этот мерзкий-мерзкий голос становится громче. А с дисциплиной внутренней вообще не ясно, чем и относительно чего ее мерить.. Одна из теорий настаивает на том, что внутренней дисциплины накопить в нужном количестве для победы и определенной свободы от оценочных суждений удастся, если художнику четко видно для чего именно он рисует. А цели разные бывают — можно хотеть расширить существующее восприятие, а можно хотеть продать картину. Тут вообще по разному бывает и абстрактных критериев и переменных все больше, так что при определенной логичности идеи гарантий никаких нет и не предвидится :)

Этот внутренний критик может говорить тем же голосом, которым мы воспроизводим свой обычный внутренний диалог. То есть это может восприниматься как свой собственный голос (естественно он свой и есть, внутренний критик - это термин обозначения процесса в мозгу, а не волшебный гном в черепушке..). Он может приводить в воображение других людей, как вполне знакомых и реальных, которым в будущем предполагал показывать свой рисунок, а может вообще воображаемых, которые потенциально могли бы от куда нибудь взяться. А может вообще представляться чудовищем. А может вообще разойтись так, что все вышеперечисленное будет галдеть хором и из мастерской творца, из алтарной творчества сделать базарную площадь.




Так что, с учетом распространенности феномена, одно из произведений настоящего искусства в жизни творца это найти свой собственный способ от него избавиться. Хотя бы уменьшить настолько, что б не мешал работать. Потому что этот узел сплетен у каждого по своему, и универсалий для развязки нет и быть не может.

В следующей статье напишу что с ним удалось сделать мне.

      живой журнал уже так давно  условно живой..    так смпертельно жаль,   на мой вкус  ни одна позже пришедшая  площадка не была настолько удобной по функционалу, из каких соображений люди перетекают с ресурса на ресурс?  непонятно.   
     
      так что свои блогерско графомански душевноэксбеционистские излияния  теперь буду совать вконтакт -   завела себе там группу про рисунки    https://vk.com/lisecnarisovano


но сюда буду это  все репостить,  ибо при всей нецелесообразности сложно бросить бложик, которому уже целая вечность :))) 

я не знаю с чего начать! по этому возьму и начну с признания об этом :) а то я неприлично долго жую и пережовываю идею о том, что неплохо бы вести записи своих вряд ли особо оригинальных мыслей про свои настолько же нифига не гениальные картиночки, но глубоко в сердце не гаснет надежда, что вместе они имеют небольшой шанс показать много интересного.. про сладкие творческие муки, про творческие тупики и выходы из них, да и вообще сколько всего неожиданного можно найти на творческом пути :) а даже если и нет 😃 я давно хочу складывать картинки и буквы в одну кучу, и намерена делать это с удовольствием :) и доводы прокрастинации исчерпали себя - с каждым новым рисунком навязчиво кажется, что уж вот следующий рисунок я сделаю таким крутым, что с него как раз и годится начать такие записи. Нет. По крайней мере не в моем случае :) более подходящего случая начать чем сегодня не наступит.

так что вот сегодняшний турбо-набросок :) это ядерная сыроежка, она являлась нам неделю другую назад в рассветном небе и произвела на меня сильное впечатление. Давно хочу приучить себя подобные зарисовочки делать очень часто и много, во первых много кто обещает что количество рано или поздно перерастет в качество, а во вторых это веселее фотографирования :))



https://vk.com/lisecnarisovano?w=wall-170739925_2
   как всегда встречали новый год в гостях у Сола и абсолютно совершенно прекрасное неописуемо замечательно  провели время :))) 
мы немного пытались в маскарад, но маски большинства достаточно скоро опали как осенние листья  :))   истинным украшением вечера были принцесса Лея и Фрида Кало :))   я не мудрствуя лукаво была своей излюбленной малополигональной киберлисой :)  Люфт выбрал себе маску психа из бордерлэнда, чем я была тронута до глубины души, потому что не то что бы кто то из нас фанател от самой игры более чем от других,  за то Люфт вспомнил как  кучу лет назад я дико восторгалась постером (об тот постер впервые подумала мысль,  что пока пьедестал искусства занят всеми уорхолами с уорлоками.. истинное искусство прячеться среди ширпотреба и фантиков.. в постере и новизна, и некоторый подтекст, и глубина чувств, и надрыв...  ну и эстетика :)  )    маску нашли в интернете в виде "сделай сам", напечатали и я самоотверженно три дня ее клеила :)  кстати,  собирать фигню из бумаги тоже оказалась прекрасной формой медитации, я точно буду еще :)) 

feUlCcbXBXI

  Read more...Collapse )



а тут  знаки препинания.   пусть полежат 
.........,,,,,,,,,,,!! 

провожая 2017

  прекрасный был год.  спасибище ему!   и так типа итоги:

Read more...Collapse )
 Очень много букв.   Про очень личные переживания.  я испытываю неловкость, говоря о чем то по настоящему важном для меня в интернете..   Все эти попытки облечь в слова невыразимое до сих пор ощущаются категорически неуместными..  но эти мысли просятся из меня наружу.   уж простите, если я зря это.

Read more...Collapse )

дыбры

  пару недель назад поймав себя на желании воскресить свою жежешечку открыла ее и огорчилась тому, что сервис которым пользовалась для размещения картиночек подло и  вероломно переполз в платный режим, от чего все картинки превратились в баннеры унылости..  
 даже пару раз пробовала себя уговорить найти сайту альтернативу и планомерно переразвесить картиночки, что б привести жежо в чувства. но нет, многовато будет.  желая тому ресурсу скорейшего конечного банкротства..  все же склонилась жежешку вести и дальше,  а то привыкла как то все таки за столько лет.  будет как новая, только старая :)


   и так я ее не открывала аж с апреля :))))))   происходила куча всего.  леденющая весна, заснеженные пейзажи апреля,  в мае систо, сказочно ворлшебный фест всякой крутой музыки в лесу в заснеженных палатках,  и еще касталия, мероприятие которое устраивали наши друзья и тоже назвали это фестивалем.. сложно как то охарактеризовать его но участвовать мне понравилось :)    лето с сотнями километров велосипеда, новой работой,  новыми знакомствами.. новыми творческими экспериментами, естественно выездами на лоно природы,  и еще одним небольшим музыкальным фестивалем на прощание (после систо у нас был просто гештальт разверзнутый - поделать того же самого только не мерзнуть при этом..)  сказочно прекрасная куча событий, но все они меркнут перед ключевым -
  теперь в этом мегаполисе есть человейник внутри которого есть наша радость - наша бетонная норка :)))  в итоге таки дождались :))))   счастью и радости нет придела!  и началась новая эра -
Безимени-1
 
  хочется написать пост с дыбрами.   и противоречивое чувство не знания с чего ж начать то,  и что упомянать а что нет.   так оглядываясь назад,  в этом году мне это пока что ключевое ощущение, то ли всего очень много  то ли ничего толком то и не происходит :)))
вот напримерCollapse )
 Снова стану восполнять период молчания в жежешечке и начну с рисуночков.
по ощущениям я рисую все больше и больше, но тем не менее глядя в свою папку с рисунками, мне почему то очень хочется, что б там было намного больше.

Read more...Collapse )
     у меня есть знакомые играющие в доту, например (у меня у самой с геймерством как то не задалось),  ну так и вот - на всяких западных серверах юзеры друг другу пишут "ты наверно новенький? лучше поступать так и так а не вот эдак, смотри я покажу"  приблизительно. на русскоязычных "да ты ссука упоротый штоле, куда прешь, школота мать перемать" в самых цензурныз случаях.


  англоязычные сайты с художниками в большинстве своем  ощутимо дружелюбнее в плане комментариев к картинкам, хотя справедливости ради следует отметить, что за те несколько лет, которые я на них присутствую и на русскоязычных атмосфера тоже потихонечку приобретает  человеческие формы.  но тем не менее самое обидное что вам доведеться прочитать на английском это "не переставай стараться и дальше"...  и следовательно одно из самых мягких на русском...    (и все еще удивляются люди, что русскоязычный сегмент рынка визуальной продукции в основном так или иначе копирует  западных коллег,  но это тема отдельной филосовской беседы...)

  некоторое время назад события в мире очередной раз всколыхнули все социальные сети, и почти все, кто в принципе склонен участвовать в публичных обсуждениях  начинаюст сыпать проклятиями и оскорблениями  друг на друга...  я со своей знакомой, практикующим психологом, печально вздыхаем друг другу поглядывая на эту картину... и она мне озвучивает -  вот так наглядно видно, сколько людей у которых сильно болит что то свое...  а выливается вот в это...


Read more...Collapse )

   в общем себе укрепляю установку, и всех приглашаю - чаще практиковать доброту,  всей душою стремиться теплом оттаять атмосферу на наших суровых просторах, примером показать что во первых это реально, а во вторых намного продуктивней чем только накручивать друг друга перепалками...  помнить, что стремиться обидеть только тот, кому самому больнее, а способен на моральную поддержку  только морально сильный человек :)
     сегодня пролистала жежешку по тэгу с рисунками аж до самого начала, до первых экспериментов в фш в далеком 9ом году.   с каждым разом этот атракцион все больше и больше становиться для меня атракционом ужасов 0_о     симптом то отличный, что старые работы пугают.. не стою на месте, все такое...   и даже радостно предвкушаю что и нынешние мои мне когда то покажутся чудовищными,  какие прекрасные будут у меня тогда! просто ну очень любопытно, до мурашек, от шуток сознания, ведь я помню какими мои органы восприятия  эти каляки маляки доносились до моего мозга тогда...
 эдакий эксперимент с замерами субъективности :))))))

 а сейчас будет ну ооочень много картинок, буду восполнять пробелы, в прошлом году преступно редко вспоминала про жежешку :)  там будут как те, которые по всем остальным интернетам развешивала, так и те, которые нигде еще не показывала. оставлю за жежешкой первенство из интернет инструментов показывающих полноту картины во времени :)))))
картиночкиCollapse )